Американское Танго

[англ. American Tango]

1. Американский бальный танец импровизационного характера, сложившийся в США в 1910-20-х годах на основе Аргентинского Танго и Французского Танго. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренный. Кроме известных черт, присущих Танго, характеризуется театральными выразительными движениями и экстравагантными взаимными положениями в паре. Исполнители могут танцевать в закрытом и открытом положении, а также далеко отходить друг от друга.

2. Спортивный бальный танец, входящий в подгруппу Гладкого Стиля американской конкурсной программы. Музыкальный размер – 4/4. Темп умеренный, 26-30 тактов в минуту. Исполняется в паре, с продвижением по линии танца.

3. Обязательный танец в спортивных танцах на льду. Музыкальный размер – 4/4. Темп 24 такта в минуту.

В 1856 году в одном из американских танцевальных руководств было помещено описание «оригинального южно-американского танца» в 2/4 размере. Здесь же была дана аранжировка танца для бального зала, выполненная М. Маковски. По сути, это было первое книжное описание танца Танго. Однако в то время американское общество не было готово к ритмам и движениям такого рода.

Танго оставалось совершенно неизвестным для американской публики вплоть до зимнего сезона 1911—1912 годов, когда здесь его начал рекламировать бельгиец Морис Муве. В дальнейший процесс популяризации нового танца включились такие замечательные бальные преподаватели, как Альберт Ньюмен, Джозеф Смит, Вернон и Ирэн Кастл. Последним удалось это особенно эффективно.

Во втором десятилетии XX века в Соединённых Штатах поднялась волна интереса к бальным танцам. Наряду с Регтаймом и Тарки-Тротом, одним из элементов американской танцевальной лихорадки 1913—1914 гг. стало Танго. В театрах ставились музыкальные пьесы с названиями типа: «Доктор Танго» или «Учитель танго». В кафе напитки подавали под ритмы Танго. Некоторые чайные и кофейни полностью организовывались по принципу Танго-чая и Танго-кофе – между напитками можно было потанцевать. Как всегда не обошлось без запретов. Речная судоходная компания Миссисипи запретила играть на судах музыку Танго в рабочие часы, так как сотни девушек-служащих при первых его звуках бросали все дела и принимались танцевать. Церковные служители выступали с проповедями против Танго, по аморальности выставляя его на второе место после пьянства. Но, как всегда, такие проповеди лишь распаляли интерес к танцу. Танго стали танцевать даже в церковной среде. Так миссис Лилиан Эльберс, солистка церковного хора в Атлантик-Сити, поставила ультиматум: она уйдёт из коллектива, если хористки не прекратят изучать Танго. Нет нужды объяснять, насколько важную роль играет хорошие солисты для преуспевания хорового коллектива. Однако Лилиан вынуждена была уйти!

Танго тех лет было совершенно не похоже на современные устоявшиеся варианты. Тогда каждый танцевальный учитель или хороший танцор стремились утвердить свой танцевальный стиль и свои танцевальные фигуры. Новые движения для Танго вводились ежедневно. Конечно же, никто не думал о какой-либо стандартизации и совместимости фигур.

В 1914 году танцевальная лихорадка в США утихла, однако Американское Танго осталось одним из немногих бальных танцев, продолживших своё дальнейшее развитие. В годы Первой мировой войны и сразу после неё оно приобрело стандартизированный и несколько упрощённый вид. После войны мировые тенденции в Танго изменились. «Диковатый» пульсирующий ритм Танго-Хабанеры трансформировался в более современные варианты музыки. Для большей мягкости движения в Танго были введены кардинально новые танцевальные элементы: Противодвижение Корпуса и Танго-Дро. Так что в 1930-е годы, когда среди американцев возродился интерес к бальным танцам, их ждало знакомство уже с другим Танго.

Над созданием образа Американского Танго хорошо потрудились американские кинозвёзды 1920-30-х годов. Из трёх разновидностей Танго, английского, аргентинского и французского, по законам Голливуда, было взято всё самое зрелищное. Так, например, поступили при съемках фильма 1921 года под названием «Четыре всадника Апокалипсиса». Танго, продемонстрированное в нём Рудольфом Валентино, основало традицию, продолженную в американском кино вплоть до красочно великолепного танца Арнольда Шварцнеггера в фильме «Правдивая ложь» и неподражаемого Аль Пачино в фильме «Запах женщины». Фред Астер и Джинджер Роджерс в 1930-50-е годы окончательно определили американский кино-танцевальный бальный стиль. Фред Астер утвердил такую хореографическую структуру Американского Танго, которая полностью соответствует построению музыкальных фраз. Артистизм, импровизация, экстравагантность здесь стали более важны, чем «английская» сдержанность и отточенная техника шагов. Каждое выступление исполнителей Американского Танго превращается в яркое шоу.

Вот как описывается Танго в американских танцевальных учебниках:

«Первоначально сочиняемое в размере 2/4, сегодня танго пишется в размере 4/4. Это грациозный прогрессивный танец с основным ритмом «слоу-слоу-квик-квик-слоу». Позиция пары в танго уникальна: партнер и партнёрша находятся в закрытом контакте «без просвета» между их телами. Правая рука мужчины больше обычного обнимает женщину, его левая рука держится также ближе к корпусу. Колени согнуты сильнее, чем в любом другом бальном танце и остаются в этом состоянии все время – без подъёмов и спусков. Танго – стаккатирующий танец. Крадущийся эффект, которого добиваются многие танцоры в танго, возникает за счет затягивания каждого медленного шага до последней возможности перед движением другой ноги».

R. M. Stephenson, J.Iaccarino «The Complete Book of Ballroom Dancing». N.Y., 1980, p. 157

Партнеры