Мамбо

[бант. Mambo – букв. «мольба, молитва»]

1. Афро-кубинский общественный танец 1930-х годов в характере Румбы и Болеро. Музыкальный размер – 2/4, 2/2. Темп быстрый. Исполняется коллективно, в ритмичном характере.
Родственные танцы: Румба, Сон, Ча-Ча-Ча.

2. Американский бальный танец XX века. Музыкальный размер – 4/4. Темп от умеренного до быстрого. Представляет собой соединение американского джаза и кубинских танцевальных движений. Исполняется в паре, в Позиции Румбы, с передвижениями по площадке.

В период работорговли на Кубу были завезены чернокожие невольники из разных африканских племён. В их числе были и представители рода Банту. Их экспрессивные молитвы оплодотворили очень ритмичный местный стиль музыки. На волне популярности Румбы, когда танцевальные оркестры с готовностью подхватывали любые похожие мотивы, пригодилась и музыка кубинских потомков Банту. Так родился танец Мамбо. В 1930-х годах его ритм был популяризован по всей Латинской Америке. И хотя Мамбо почти сразу был осужден католической церковью, а в ряде латиноамериканских стран даже запрещен властями, число его поклонников росло с каждым днем.

В основе Мамбо лежит Сон, тот самый кубинский танец, который лёг в основу Румбы. Поэтому Мамбо и Румба так схожи по ритму и движениям, только Мамбо звучит резче и более отрывисто. Музыкальное лицо нового танца окончательно сформировалось в 1943 году благодаря записям оркестра кубинца Переса Прадо. После них, собственно, Мамбо и стало тем танцем, который так хорошо знают и любят во всем мире.

В 1948 году танец Мамбо появился в США. Здесь его скрестили с джазом и получился оригинальный сплав латиноамериканских мелодий и джазового свинга. Американское Мамбо превратилось в джазовый танец, в котором большинство движений подчеркивает вторую долю и задержку в конце такта, в то время как в Кубинском Мамбо задержку можно использовать на любой тактовой доле.

Американские энтузиасты Мамбо обосновались в гарлемском танцевальном клубе «Парк Плаза Балрум» [англ. «Park Plaza Ballroom»]. Сюда специально приезжали модные танцевальные преподаватели, чтобы посмотреть на курьёзный, по их мнению, танец. Их изумлению не было предела. Многих из недавних скептиков «зацепил» обжигающий танцевальный стиль Мамбо и они стали обучать новому танцу в своих студиях. Их усилиями сопутствовал коммерческий успех. В результате, Мамбо стало активно продвигаться в танцевальной среде и очень скоро в Америке разразилось настоящее Мамбо-сумасшествие, которое красочно описано в следующем отрывке:

«… Энтузиазм к Румбе в конце 1940-х начал спадать и танцевальные преподаватели стали рассматривать Мамбо как способ вернуть красочную изобразительность в бальные танцы, перенести её из румбы в новый танец, и тем самым привлечь новые тысячи обучающихся.
Танец модифицировался в сторону усиления неистовой акробатики и был представлен публике танцевальных залов и ночных клубов в Нью-Йорке и Майами. Результатом стал артистический и коммерческий успех. Вскоре счастливые преподаватели по восемь часов в день проводили среди таких же счастливых мамбо-танцоров, известных любителям как «дьяволы Мамбо». Журнальные статьи выходили с заголовками типа: «Дядя Самбо – помешанный на Мамбо». Розмари Клуни спела «Мамбо итальяно», а Нат Кинг Коле – «Папа любит Мамбу».

R. M. Stephenson, J.Iaccarino «The Complete Book of Ballroom Dancing» N.Y., 1980, p.46

Существуют разные вариантов танца Мамбо. Например, английские хореографы предложили свой стиль, основанный на шагах вперёд-назад. В таком виде он стал похож на Румбу и, фактически, превратился в одну из её вариаций. Другой вариант танца под названием «Тройное Мамбо» в 1950-х годах породил бальный танец Ча-Ча-Ча. В Соединённых Штатах, где распространён «квадратный» стиль исполнения бальных танцев, Мамбо совершенно отличается от Румбы. Этот стиль Мамбо настолько популярен здесь, что вошёл в американскую конкурсную программу.

Латиноамериканский вариант танца Мамбо:

Северо-американский вариант танца Мамбо из фильма «Грязные танцы»: